Детская литература. Сказки для малышей
Нравственно-Творческое образование и воспитание
Детские книги
Детская литература - заказ онлайн. Огромная коллекция сказок
Книги для малышей. Сказки на ночь
Добрые сказки (HOME)
Волшебство сказки

Для самых маленьких

КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

:.: Счастье семьи
:.: О мудрости и дружбе
:.: Веселые фрукты
:.: Как научить рисовать
:.: Развивающие игры
:.: Добрая математика
:.: Природа глазам души
:.: Волшебный мир музыки
:.: Сказки Мудрой Азбуки
:.: Буквы и Слова

СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Каталог книг для детей
Книги для детей
на английском (English)
Книги для детей онлайн
Как Заказать Книги
Работы Детей
Отзывы Педагогов, Воспитателей и Родителей
Авторские странички
Педагогов и родителей
Сотрудничество
Программы и Идеи
Студия Ролевой Игры
Рассылка о ДЕТЯХ
Семинары
Новости
Проект"Добые сказки"
История
Вступление
Google
© 2005-2015
Обновление: 7-jul-15
Уникальная методика воспитания ребенка
Книги для детей: Каталог
Сайт ДОБРЫЕ СКАЗКИ
Наши контакты Карта сайта Поиск
Приобрести книги СКАЗКИ РАССКАЗЫВАЮТ СКАЗКИ
8 985 383-2034 / Vegetables for kids


Беседы и книги о нравственности. Школа доброты

А.Лопатина М.Скребцова Ступени мудрости

Заказать

Книга для школьников
ТУПЕНИ МУДРОСТИ"

50 УРОКОВ О ДОБРЫХ КАЧЕСТВАХ

страница 1 из 3:...1>> 2>> 3>>

Новые сказки и стихи из книги «СТУПЕНИ МУДРОСТИ

А.Лопатина
М.Скребцова

Сказки, игры, беседы, цитаты и творческие задания по 50 темам:
Как найти друга, Сила Единства, Любовь к Родине,
Смысл жизни, Красота души и многие другие.

Уроки учат детей высказывать свои мысли,
работать в группах, ставить спектакли, рисовать.

:::

УРОК 11

ЗАБОТА О ДРУГИХ


Забота о других людях — основная
обязанность в жизни каждого.

Вильсон Вудро

Игра «Учимся заботиться»

Педагог предлагает двум-трем детям, у которых больше всего проблем в школе, выйти из класса. Остальные дети делятся на две-три группы, и педагог поручает им весь день заботиться об одном из тех, кто вышел из класса. Можно обсудить с детьми, какая помощь больше всего нужна этим детям. В конце дня дети, о которых заботились, рассказывают, что они чувствовали в течение дня. Затем все вместе дети обсуждают, какой группе лучше удалось помочь своим одноклассникам, и почему.


БЕСЕДА

Вопросы и задания для беседы:

• Расскажите, кто в вашей семье самый заботливый.

• Как вы думаете, забота родителей нужна только маленьким детям или взрослым тоже?

• Расскажите, как вы можете заботиться друг о друге, чтобы вашим одноклассникам было радостно идти в школу.

 


Прочитайте сказку:

А ЗАЙЦЫ ПЛАВАЮТ?

Н.Абрамцева

В лес пришла ночь. Уснули грибы и цветы, зайцы, белки, ежи и даже сороки. Но разве можно спать все

му лесу? Мало ли что может случиться. Вот и придумал лес на всякий случай птиц, у которых день и ночь местами поменялись. Совы. Днем они спят, а как только стемнеет, просыпаются: все видят, все замечают.

В эту ночь, как обычно, совенок Шууфка летел по знакомому лесу. И вдруг слышит, кто-то воет. Волк, наверное. Кто же еще в лесу выть может? Но совенку показалось — странно воет волк. Не кровожадно, как
ему положено, а, скорее, обиженно, растерянно. И тихо полетел разузнать, в чем дело. Вот крохотная лесная пичушка. А возле нее тот, который воет. Ну и волк...

Просто — заяц. Заяц, а никакой не волк, сидел, печально свесив уши чуть не до самого хвостика, и выл. От удивления совенок так и повис в воздухе, не шевелившись. И как же тут не удивиться? Зайцы не воют — всем известно. А этот!.. Шууфка хлопнул желтыми глазищами, сел на гибкую ветку кустарника, что рос над самой водой, и очень вежливо спросил:

Уважаемый Заяц, извините, пожалуйста, но почему вы... воете?

А тот и не смотрит на совенка. И вообще, грустный совсем.

- Ответьте же мне. Заяц! Грустный заяц вздохнул.

- Ах, совенок, я вою от горя. Но ты меня не поймешь.

Подождите, — разволновался Шууфка, — не войте, пожалуйста! Может быть, я все-таки пойму и смогу

- А ты не станешь смеяться? — Заяц недоверчиво скосил и без того раскосые глаза.

Шууфка так решительно замотал головой, что тоненькая веточка, на которой он сидел, запрыгала под гго лапками и подбросила совенка в воздух.

Если так, я тебе скажу. Видишь ли, Шууфка, мне 'пень хочется научиться плавать. Смешно, да?

- Смешно? Почему же смешно? Просто немножко не понятно. Заяц согласно закивал:

- Конечно, конечно. Я же говорил, ты не поймешь.

- Простите, Заяц, — возмутился совенок, но это не я не понимаю, а вы не умеете объяснить. Скажите, почему вам хочется плавать ночью, когда спят все, кто может научить, - и лягушки, и рыбы?

Усевшись на толстой и прочной ветке старой ели, совенок задумчиво посмотрел на спящую воду.

— Потому что днем... Понимаешь ли... — Заяц ему смущенно оглянулся. - Неудобно днем: смеяться будут... — Заяц передразнил того, кто будет смеяться: — «Ой- ой-ой! Заяц плывет! Ха-ха-ха!»

— Вон оно что, — вздохнул Шууфка, — раз вы такой стеснительный, будем плавать сначала ночью, а потом посмотрим.

— Неужели ты меня научишь?

— Видите ли, — засмеялся совенок и поднял перышки на макушке, — я совенок. А совята и даже взрослые совы никогда не плавают. Мы летаем. Но у меня есть приятель — лягушонок Лашка. Латка вас научит. Правда, придется его разбудить.

Сонный лягушонок сначала никак не мог понять, почему среди ночи он должен учить плавать незнакомого ему зайца.

- Да потому, что он хороший Заяц! И потому, что он хочет плавать! И не умеет! А ты умеешь! И потому, что я!.. И потому, что ты!.. — Совенок захлопал глазами, крыльями, завертел головой, запутался в словах.

— Ну что ты! Что ты! — Лашка выпрыгнул из своего домика под старой корягой. — Я не против. Просто я не сразу проснулся. Где твой Заяц?

Заяц ждал. И уже боялся, что совенок не вернется, и лягушонка не приведет, и плавать его никто не научит... И ему снова захотелось выть.

— Добрый день! В смысле — ночь! В смысле здравствуйте! — проквакал, выскочив из травы, лягушонок. — Я — Лашка.

— - Да, это он, — подтвердил совенок, устраиваясь на старой елке.

— - Ой! — Заяц сжался в комочек. Теперь ему было страшно, потому что знал: придется лезть в воду.

— Не волнуйтесь, пожалуйста, — успокаивал лягушонок. — У вас все получится. Вы ведь хотите плавать?

- Очень! — Заяц кивнул так энергично, что уши его слегка стукнули Лашку по голове. — Ой, простите, я не хотел. — Заяц вздрогнул и отскочил.

Лягушонок посмотрел на зайца, посмотрел на воду и задумался: «Как же можно научить его плавать?!»

Но не научить было нельзя, потому что заяц ждал и смотрел на лягушонка с такой надеждой, что Лашка даже немного завоображал.

Так, — сказал он и потрогал лапкой воду, — вода хорошая. Заяц, пожалуйста, внимательно следите за мной. — Лашка прыгнул в воду.

Лягушонок очень тщательно проделывал все плавательные движения, объясняя, что для чего нужно. Заяц смотрел и не дышал. Лашка выпрыгнул на берег.

Вот, — сказал он зайцу, — теперь давайте вместе. Прыгнем! Прыгнули. Лягушонок в воду. Заяц тоже очень хорошо, отлично прыгнул, высоко, легко. Вот только опустился не в воду, а туда же, откуда прыгал. И очень удивился. Потому что хотел прыгнуть в воду.

Заяц! — Лягушонок выпрыгнул на берег. — Вы раздумали плавать?

Лашка даже расстроился. Ему и самому уже хотелось научить зайца плавать.

Не мог Заяц раздумать! — Это совенок слетел со своей ветки. — Вы, наверное, просто боитесь, Заяц!

- Боюсь, — признался заяц.

- Ничего, — сказал лягушонок. — Я придумал. В воду вам. Заяц, окунуться все-таки придется. Без этого никак нельзя плавать. Но, — Лашка важно прохаживался, — чтобы вам не было так страшно, вы будете держаться за лапки Шууфки, а ты, Шууфка, спрячь когти и лети над самой водой. Сможешь?

Смогу. — Совенок показал, как он уберет когти.

- А я, — лягушонок подскочил к зайцу, я буду поддерживать вас за хвостик. Вы не возражаете?

Нисколько! — обрадовался заяц. Он медленно вошел в воду. Вода еле-еле доходила ему до живота и была теплой и спокойной. Вот и «поплыли» они имеете: заяц в воде, Латка — под водой и Шууфка сверху. Плывут. А вода выше не поднимается, и ничего удивительного в этом нет. Ведь речка называлась речкой только для лягушат, а на самом деле была маленьким лесным ручейком. Совсем маленьким. Заяц убедился в том, что вода, а вернее, дно ручейка держит его надежно, и совсем перестал бояться. Отпустил лапки совенка, осторожно стряхнул с хвостика лягушонка и запрыгал в воде.

— Плыву?! Плыву!! — завизжал заяц. — Вы видите? Ну конечно же, и совенок, и лягушонок видели, и им тоже показалось, что заяц плывет замечательно. Он «плавал», «плавал», пока не расплескал половину ручейка, выбрался на берег, отряхнулся и удивленно спросил:

— Это я плавал?

— Конечно, конечно, вы очень хорошо плавали. Заяц!
Лашка и Шууфка были довольны не меньше его самого. И только старая елка, что росла у ручья, поняла, что заяц просто прыгал, а совсем не плавал. Но она никому об этом не скажет — пусть думают, что плавал. Раз так хочется и зайцу, и совенку, и лягушонку.

 

Вопросы и задания к сказке:

• Придумайте и расскажите, о ком еще позаботился совенок во время своего ночного дозора.

• Как заяц отблагодарит совенка и лягушонка за их помощь?

• Что может случиться ночью в лесу, если в нем не будет хорошего сторожа?

• Как бы вы научили зайчонка плавать?

 

Творческое задание «Забота о близких»

Попросите детей написать два списка из пяти обязанностей, которые они считают главными в жизни своих родителей и в своей жизни. Обсудите с детьми, какие обязанности им выполнят!, легко, а какие — трудно; и как научиться с радостью заботиться о своих близких.

Письменная работа

Запишите пословицу: «У заботливого садовника всякое деревце плоды приносит.» Напишите, как чья-то забота помогла вам чему-либо научиться.

 

Прочитайте сказку:

СКАЗКА О ТУМАНЕ

Н. Абрамцева

Поздно вечером далеко за лесом грустил туман.

Ему было одиноко. У него никого не было. Так случается. Иногда.

Как печально... Как печально одному... — вздыбил туман.

Туман разорвался на множество клубочков. Получилось видимо-невидимо легких, молочно-белых шарик. Это было очень красиво. По ничуть не весело.

Ведь шары просто висели в воздухе, и никто ими не играл. Потом туман собрал все свои клубочки вместе, излетел немного над землей — и растянулся в чудесный пушистый ковер. Получился замечательный ковер-самолет. Но печаль все равно осталась. Потому что никто никуда не собирался лететь на этом волшебном ковре. И тогда туман решил, что ему просто необходимо иметь друга. Иначе он испарится от печали... А это гораздо хуже, чем испариться от солнца. Исчезнуть от солнца туману не страшно, ему ведь полагается таять с первыми солнечными лучами и не появляться до вечера. Но исчезнуть, растаять от печали... Это очень, очень обидно.

Туман снова вздохнул, посмотрел вокруг и увидел...
тропинку. Тропинка бежала сначала через луг, поросший ни высокой травой, а потом ныряла в лес.

— Тропинка, — позвал туман мягким тихим голосом, — тропинка, я очень одинок, стань моим другом.

- Твоим другом? — отозвалась тропинка. А как мы будем дружить?

— Мы будем замечательно дружить, — ответил туман.

— И ты, и я - мы знаем много интересного. Я — потому что могу приподняться над землей и все разглядеть. А ты - потому что бежишь далеко, через луг, через лес и тоже много видишь. Вот мы и будем рассказывать друг другу разные разности.

— Это было бы хорошо, - согласилась тропинка, — только уж очень я длинная. Поэтому один мой конец

тебя прекрасно слышит, а другой, дальний, еле различает твои слова.

— Не беда, — возразил туман. — Смотри! Он вытянулся в длинную белую ленту и поплыл над тропинкой. Очень скоро лента густого белого тумана скрыла всю тропинку от конца до конца.

— Вот, — сказал туман. — Теперь ты вся должна меня видеть и слышать.

— Точно, — подтвердила тропинка. — Я тебя отлично вижу и слышу. Правда, ты такой густой, что, кроме тебя, я вообще ничего и никого не вижу Это очень неудобно. Но раз мы друзья — я потерплю. Давай рассказывать интересные истории. Ты первый.

Но только туман собрался начать свой рассказ, как послышался удивленный и недовольный голос. Человеческий голос. Голос лесника, который возвращался из города в свой лесной дом.

— Ничего не понимаю, — ворчал старый лесник. — Шел по знакомой тропинке и вдруг заблудился: туман. Туман спереди, туман сзади. Что за напасть! Ничего не вижу! Где же тропинка? Ну, где же тропинка?

— Ой, — заволновалась тропинка, — милый туман! Ведь меня из-за тебя совсем не видно! Я не подумала об этом. А как же без меня дедушка лесник найдет свой дом? Прости меня, туман, но мы не можем быть друзьями. Уходи, пожалуйста.

— Я понимаю, - печально сказал туман. Белая пышная лента быстро свернулась, тропинка снова стала заметной, а туман снова прежним, печальным туманным облачком.

Совсем загрустил туман. По вдруг видит — невдалеке что-то белеет. Туман пригляделся, но было темно и плохо видно. Ведь уже ночь наступила. «Интересно,

думал туман, -- кто-то белый. И я белый. Может быть, мы сумеем подружиться?..»

Туман тихо поплыл к тому, кто белел. Оказалось, что это березы. Целая березовая роща. Листва берез терялась в темноте, а кора стволов казалась в лунном свте еще белее.

—- Милые березы, — робко сказал туман. — Вы так красивы, а я так одинок. Станьте моими друзьями,
пожалуйста.

— Мы бы рады, но. . . Мы бы рады, но. . . Мы бы ряды, но... -— прошептали березы по очереди.

— Мы бы рады, -- закончила за всех самая красипая береза, — но мы красивы. Ведь ты тоже так считаешь?

— Конечно, — подтвердил туман, — вы очень красивы. Вы прекрасны! Но разве ваша красота мешает нам дружить?

— Да, — сказала самая красивая береза, — мешает. Коли мы будем дружить, если пустим тебя в нашу рощу, мы... мы... будто исчезнем. Ты белый и мы белые. И никто не сможет нами любоваться. А зачем тогда наша красота?

— Но, — попробовал спорить туман, — ведь сейчас ночь. Для кого же ваша красота?

— Как?! — заволновались березы. — А ночные мотыльки? А ночные цветы? А ветер ночной?

— А ночь сама? — спросила самая красивая береза и добавила, — Нет, туман, не обижайся, но нам нельзя дружить. Уходи, пожалуйста. И поплыл печальный туман снова искать друга.

Вдруг видит: в траве что-то маленькое, белое, как клочок тумана, только с длинными ушами и коротеньким хвостиком. «Ну, уж с этим маленьким пушистым клубочком я обязательно подружусь», решил туман. Он подкрался к ушастому, осторожно, как пушистой шапкой, накрыл его и спросил: «Ты кто?»

— Заяц, — быстро ответил тот и спросил, — а ты? — И добавил: — Я тебя боюсь!

— Заяц, ну конечно, ты заяц. Теперь я вижу. А я — туман, — мягко ответил туман. — Ты меня не бойся. Я хочу с тобой дружить. Согласен?

— Согласен. Согласен. Я на все согласен, потому что я боюсь. Утром начнем дружить.

— Нет, нет,— заволновался туман, — не утром. Сейчас!!! Утром я растаю. Я вообще могу быть только ночью.

— А я ночью так боюсь!! Так боюсь, что меня, можно считать, почти нет. А значит, дружить с тобой я не могу, — выпалил заяц. — Извини! Я домой! Прыгнул заяц в сторону, и не видно его. А туман снова один.
«Ну что же я за несчастный, — заплакал туман (а слезы тумана люди росой называют), что же никто со мной не дружит? Почему я никому не нужен?»

Но недолго плакал туман. Скоро услышал он громкое хлопанье сильных крыльев, щелканье крепкого клюва, сердитое уханье. А потом увидел желтые-прежелтые яркие круглые глаза. Глаза то ли сердитые, то ли добрые — сразу не скажешь. Птица опустилась на ветку старой ели.

— Плачешь? — то ли насмешливо, то ли сочувственно спросила сова и добавила: — «Глупый»...

— Почему — глупый? — вздохнул туман.

— Потому что глупо то, что говоришь: «Я никому не нужен». Так не бывает. Не бывает, чтобы кто-то не был нужен, просто необходим, хотя бы кому-то одному на свете, — спокойно сказала сова.

— Ты точно это знаешь? — с надеждой спросил туман.

— Я — сова, — хлопнули желтые глаза, — могу ли я что-то знать не точно?

— И ты знаешь, кому необходим я? Ты поможешь нам стать друзьями?

— Знаю, помогу, — медленно ответила сова, и, помолчав, добавила:

— Жаль. Жаль, конечно, что ты не сам его нашел. Ну, да ладно. Лети за мной.

Сова расправила сильные мягкие крылья и полетела невысоко и небыстро, а туман послушно плыл за ней. Недолог был их путь. Вот и небольшое озеро, поросшее по берегам зеленой осокой. Послышались тихие звуки: жалуется кто-то, вздыхает, сетует.

— Сова, — позвал туман, — послушай, это озеро жалуется.

— Вот как, — спокойно сказала сова, будто сама и не слышала, — вот как. — И она опустилась на ветку старого дерева, что росло возле озера. Туман окружил озеро. А сова спросила:

— О чем вздыхаешь, озеро?

— Ах! Беда, беда у меня, — заволновалось озеро.

— Я сейчас выйду из берегов. От слез.

— Ты плачешь? — спросила сова.

— Ты плачешь... — вздохнул туман.

— Нет, — ответило озеро, — не я. Плачут мои рыбы, что у меня живут. Они не могут уснуть. Слишком ярко горят звезды. Свет звезд дробится в моей воде, сгановится еще ярче, слепит рыб, не дает им спать. Кот они и плачут. И столько слез они наплакали, что слезы их и вода моя в берегах у меня не умещаются. Ах, — волновалось озеро и само чуть не плакало, — жаль мне бедных рыб моих.

— Вот как, — будто бы равнодушно сказала сова и улетела. А туман? Туман повис над озером и укрыл его плотным пушистым ковром-одеялом. Яркие лучи прекрасных, но немного беззаботных звезд, тонули, терялись в клубах тумана и не мешали спать ни одной, даже самой беспокойной рыбке.

— Спасибо, тебе, — сказало озеро туману, — спасиоо. Ты спас моих рыб и меня. Ты настоящий друг.

— Да нет, — смутился туман. — Спасибо тебе.

— Мне? — очень удивилось озеро. — За что?

— За то, что я тебе нужен, — ответил туман. Теперь, когда ты увидишь над озером белые клубы тумана, ты поймешь, что все в порядке: рыбы спят, а два друга — туман и озеро — о чем-то беседуют. Или молчат. Но вдвоем.

Может быть, серьезные ученые назовут эту историю сказкой, выдумкой. Может быть, скажут они, туман совсем не потому стелется над озером. Может быть. Но это не страшно. Я рассказала то, что узнала от озера, тумана и совы.

 

Вопросы и задания к сказке:

• Почему туману так трудно было найти друга, хотя он очень хотел быть кому-нибудь полезным?

• Назовите какое-либо свое качество и подумайте, кому оно может быть полезно.

• Были ли в вашей жизни моменты, когда чья-либо забота не помогала, а, наоборот, мешала вам?

• Как бы вы помогли туману найти друга?

Сочиняем сказку «Заботливый туман»

Придумайте сказку о том, как туман стал вашим другом и научил вас заботиться об окружающих.

Сценка «Заботливая пара»

Дети делятся на пары. Каждая пара получает карточку со словами: бабушка и внук, врач и больной, мама и дочка, лиса и лисенок и т.д. В сценке дети должны изобразить, как те, кто им достался на карточках, заботятся друг о друге.

 

Задание на дом

Представьте, что мудрая сова прилетела к вам домой. Напишите сказку, как она научила вас заботиться о ком-либо из вашей семьи.


Работа по домашнему заданию

Работы детей склеиваются в книгу: «Советы мудрой совы.

***

УРОКИ ИЗ КНИГИ
"НАЧАЛА МУДРОСТИ"
"СТУПЕНИ МУДРОСТИ"
"ВЕРШИНЫ МУДРОСТИ"
11> 12 > 37>
>> . >>

 
Книги для детей А.Лопатиной и М.Скребцовой

Чтобы СОЛНЫШКО ДОБРОТЫ всегда светило нашим детям,
предлагаем вам уникальное собрание
добрых сказок:

Книга о семье: о папе, маме, бабушке, дедушке О папе, маме и семье
Книга об искусстве: о красках и картинах О красках и картинах
Книга о музыке и музыкантах О музыке и музыкантах
Книга о цифрах и математике О цифрах и математике
Книга о буквах и родном языке О буквах и родном языке
Книга о профессиях и мастерах О профессиях и мастерах
Книги А.Лопатиной и М.Скребцовой: О дружбе, мудрости и любви. Начала  мудрости. Ступени мудрости. Вершины мудрости
О дружбе, мудрости и любви
Сказки для самых маленьких Сказки для самых маленьких
600 творческих развивающих игр 600 творческих развивающих игр
Рассказы о природе и красоте Земли О природе и красоте Земли
Истории и сказки о деревьях и растениях О деревьях и растениях
Сказки о комнатных цветах
О комнатных цветах
О фруктах и ягодах:  сказки и рецепты
О фруктах и ягодах
Об овощах и грибах: о ценности овощей и грибов. Рецепты
Об овощах и грибах
О злаках, целебных травах и о чае О злаках и целебных травах
О меде, орехах и шоколаде О меде, орехах и шоколаде
Рецепты витаминного стола
Рецепты витаминного стола

Добрые детские книги
книга для школьников