КНИГА ДЛЯ ДЕТЕЙ
"Сказы Матушки Земли"
страница 2 из 2
(читать стр. 1 )
(для дошкольного и младшего школьного возраста)
|
Книга показывает красоту родной земли, воспитывает любовь к природе и чувство ответственности за мир вокруг.
В книге собраны 250 сказок и стихов, которые приблизят сознание детей к природе, научат заботиться о ней; лирические стихотворения, глубоко раскрывающие перед детьми чудо природы; творческие задания и игры, развивающие в детях ощущения взаимосвязи природы и человека. В книге вы найдете легенды и сказки на темы:
|
ЧИСТЫЙ ГОЛОС ВОДЫ
(фрагменты из книги)
Седой Океан
Плещешь почему волной
Старый океан седой?
Так я с вами говорю,
Заявляю, что не сплю.
Зазываю в свой простор,
Красотой пленяю взор
И ношу я корабли
От земли и до земли.
Мой подводный мир богат,
Подарить его вам рад.
В нем громадные киты
И кораллов в нем сады.
Почему же ты ревешь?
Шторм и бурю к нам несешь?
Ураган — мой грозный брат
В этом, дети, виноват.
Вопросы и задания:
- Что ты представляешь, когда слышишь слово «океан»?
- Чем океан отличается от моря?
- Перечисли все чудесное, что океан дарит людям.
- Представь, что ты плывешь по океану на белом паруснике. Нарисуй, что ты видишь.
Морские подарки
В гости к нам из дальних стран
Друг приехал — капитан. Подарил он нам коралл,
Он его у моря взял.
И в придачу две ракушки,
Чтоб шептали нам на ушко
Про морскую глубину,
Про подводную страну.
Морю синему в ответ
С капитаном шлем привет.
Он в бутылке, на листочке,
Там три слова и три точки.
Вопросы и задания:
- Какие три слова дети послали синему морю в бутылке?
- Что морские ракушки шептали на ушко детям?
- Каждый получает маленькую ракушку и от лица ракушки рассказывает о тайнах моря.
- Нарисуй самые драгоценные подарки моря.
Шепот ракушки
Я вчера нашла ракушку,
Поднесла ракушку к ушку.
Пусть со мной поговорит,
Моря шум она хранит.
В ней живет морской прибой,
Что-то шепчет он с волной.
О подводной глубине
Он рассказывает мне.
Вопросы и задания:
• Представь, что из ракушки ночью вышла русалочка и подарила тебе волшебные жемчужные бусы. Расскажи, что произойдет, когда ты наденешь эти бусы.
• Нарисуй узор из морских ракушек.
Озеро и море В начале лета Аля была на море, а потом приехала к бабушке в деревню.
— Бабушка, море огромное и соленое. В нем живут большие рыбы и веселые дельфины, — рассказала Аля.
— А я покажу тебе наше лесное озеро, — сказала бабушка и повела внучку в лес.
Чистое озеро встретило их тишиной. На неподвижной глади блестели белые лилии. В прозрачной воде плавали юркие золотые рыбки.
— Бабушка, озеро и рыбки очень маленькие! — заметила Аля, а сама подумала:«Рыбки в озере маленькие, потому что вода в озере не соленая, как в море».
На следующий день она взяла у бабушки пакет соли и поспешила к лесному озеру. Аля высыпала соль в середину рыбьей стайки, но рыбки в испуге бросились в разные стороны. Несколько раз девочка высыпала соль в озеро, а вода в нем не становилась соленой.
Неожиданно из озера показалась красавица с белой лилией в зеленых локонах. Она взмахнула блестящим рыбьим хвостом и сердито сказала:
— Перестань отравлять моих жителей!
— Извини, русалка! Я только хотела помочь озерным рыбкам подрасти! — пролепетала девочка.
— Озерные рыбки в соленой воде жить не могут. Всяк хорош для своего места, — объяснила русалка и скрылась в глубине.
Вопросы и задания:
- Чем озеро отличается от моря и речки?
- Представь, что однажды озеро расстроилось, из-за того что оно меньше моря, и заплакало. Вода в нем стала соленой от слез, и озерные рыбки испугались. Они не привыкли к соли. Найди способ, как успокоить озеро.
- Нарисуй русалку, живущую в озере.
Озерная вода
Мне озерная вода
Рада по утрам всегда.
Я из озера ладошкой
Зачерпну воды немножко
И озерною водою
Быстро личико умою.
Сразу станет мне прохладно,
Да и озеру отрадно:
Свежею своей водицей
Озеро всегда гордится.
Приглашает понырять —
Невозможно отказать.
Вопросы и задания:
- Любишь ли ты купаться в озере? Плавать в озере легче или, наоборот, труднее, чем в реке или в море?
- Чем озерная вода отличается от морской или речной?
- В каком озере вода прохладнее: в лесном или горном, и почему?
- Один человек — лесное озеро, остальные дети — лесные звери. Они, не называя себя, по очереди просят озеро напоить их. Ведущий по их рассказу должен догадаться, кто пришел к нему.
- Дети получают карточки с рисунками обитателей озера и моря. По команде педагога обители озера и моря должны собраться в две разных группы в заранее обозначенных местах, например, возле двух стульев.
- Представь, что одно круглое облачко, пролетая над озером, решило искупаться. Что потом произошло?
- Нарисуй, как облачко в озере купается.
Прохладная речка
Летним днем мама с дочкой Наташей пришли к реке. Плавно и спокойно бежала речка мимо зеленых берегов. Солнечные зайчики плескались вместе с рыбками в струящейся воде.
— Жарко, не хочу здесь играть, — захныкала Наташа.
— Девочка, прыгай в мои прохладные струи, и тебе не будет жарко, — зажурчала речка.
— Твое течение очень сильное, я не могу плавать, как рыбка! — испугалась Наташа.
— Хочешь превратиться в рыбку? — спросила река.
Наташа согласилась, и речка взмахнула волшебной волной. В ту же минуту девочка стала рыбкой и весело закружилась в прохладной воде вместе с другими рыбками. Они гонялись за жучками и прыгали через ракушки. Вскоре Наташа проголодалась.
— Вот червячок, глотай его, — предложили ей рыбки, но Наташа отвернулась от угощения.
Вдруг рыбки закричали: «Прячься скорее». Прямо на них неслась огромная щука.
Девочка-рыбка еле успела нырнуть под камень.
— Поменяй меня обратно, мне страшно, — попросила Наташа речку, когда щука уплыла.
— Разве тебе не понравилась моя прохладная водичка? — удивилась речка.
— Меня мама ждет на берегу. Я по ней соскучилась, — заплакала Наташа.
— Ладно. Прощай, девочка! — речка снова взмахнула волшебной волной, и Наташа очутилась на берегу.
Она обрадовалась и крепко обняла свою маму.
Вопросы и задания:
- Чем купание в реке отличается от купания в море?
- Что думают речные обитатели, увидев человека в речке?
- Придумай для речки ласковое имя.
- Нарисуй девочку-рыбку из сказки.
На лодочке
Мы на лодочке вдвоем
По течению плывем.
Мимо сел и городов,
Мимо сказочных садов.
Видим мы издалека
Дядю Славу, рыбака,
И корову тети Даши
С лодочки волшебной нашей.
И на пляже малышей,
И хвосты речных ершей,
И бурлящие плотины,
И цветущие долины.
Мчимся будто на ракете,
Дует нам попутный ветер
С самой лучшей стороны.
Нам и весла не нужны!
Отдыхают ручки, ножки,
Мы совсем не устаем.
Только жаль, что понарошку,
Что в игре с сестрой плывем.
Вопросы и задания:
- Чем речка отличается от моря и озера?
- Из чего можно построить лодочку «понарошку»?
- Представь, что волшебная лодочка привезла тебя к речному царю. Расскажи о его царстве.
- Нарисуй речку в образе красивой феи в голубом платье.
На речке
Если кто-то окунется
В речку прямо с головой
И отважно пронесется
Целый метр под водой,
А затем еще разок
Сделает большой нырок
С бережка или мосточка,
Расцелует речка в щечки
И прохладною водицей
Разрумянит наши лица,
Наши глазки пробудит
И на целый день взбодрит.
Вопросы и задания:
- Что ты чувствуешь, когда ныряешь в речку ? Что думают о человеке обитатели реки, когда он ныряет в нее?
- Расскажи, как речные обитатели учили детей нырять.
На рыбалку
Эй, рыбак, вставай с кроватки!
Удочку возьми, лопатку
И ведерко не забудь,
Поскорей на речку, в путь!
Червячки на бережке,
Рыбки плещутся в реке.
Надо рыбок накормить —
Им без завтрака — не жить!
Вопросы и задания:
- Ловил ли ты когда-нибудь рыбу в реке? Если бы ты поймал золотую рыбку, что бы ты у нее попросил?
- Что должен иметь и уметь хороший рыбак?
- Один человек — рыбак с удочкой, остальные — рыбки. Мелом вокруг рыбака рисуется его лодка. Рыбки кружат вокруг рыбака. Когда рыбак прикасается удочкой к какой-либо рыбке, он задает ей вопрос о речке, например, есть ли у реки течение? Если рыбка отвечает на вопрос правильно, она уплывает, если нет — попадает в лодку.
Речное путешествие
Мы отправились с семью
В путешествие речное
На плоту из бревен крепких,
Не из досок хилых, ветхих.
Был мой папа капитаном,
Мама — коком, юнгой— брат,
Боцманом сестра Светлана,
В путь отплыл речной отряд.
Каждый был из нас при деле,
Мы не ссорились в пути,
Только плыли еле-еле.
Мог наш плот на дно пойти.
Сбит он был из бревен крепких,
Не из досок хилых, ветхих,
Но везти был не готов
Нас и двадцать рюкзаков.
Вопросы и задания:
- Если бы ты поехал в речное путешествие с семьей, кто был бы капитаном, коком, матросом, юнгой?
- На чем лучше всего путешествовать по реке?
- Что бы ты с собою взял в путешествие по реке?
- Нарисуй плот, который смог бы выдержать большой груз.
Добрый родник
Пошли Машенька и Илюша в лес за ягодами, да заблудились! Испугалась сестричка, заплакала.
— Не плачь, Машенька. В лесу жителей много, кто-нибудь поможет нам, — утешал брат сестру.
Только Илья сказал это, выскочила из кустов лиса.
— Лисичка, покажи нам дорогу домой, — попросил мальчик.
— Некогда мне, к роднику спешу. Целый день за зайцем гонялась. Умираю, пить хочу, — ответила лисичка, вильнула хвостом и исчезла.
Расстроились дети, но тут на полянке появился зайчик. Бока впали, еле дышит.
— Зайчик, ты знаешь, где наш дом? — спросила Маша.
— Знаю, я бегал туда за капустой, но сейчас не могу вам дорогу показать. Очень пить хочу, к роднику спешу. Целый день за мной лисица гонялась, уморила меня совсем, — сказал зайчик и ускакал.
У Машеньки снова слезки из глаз покатились. Тут возле нее села на пенек синичка.
— Здравствуй, синичка, — поздоровались дети. — Ты зимой всегда к нам в деревню прилетаешь за угощением. Покажи, где наш дом.
— Не могу, мои птенцы пить хотят. Надо водички принести им в клюве, — прощебетала синичка и улетела.
Загрустили мальчик с девочкой, притихли и вдруг слышат, вдалеке кто-то звонко журчит, песенку поет:
Если ты ко мне придешь
И водицы зачерпнешь,
Напою и успокою
Я водою ключевою.
Пошли дети на звук и увидели родничок, который всех лесных жителей поил. Никто возле него не толпился, друг друга не обижал. Когда звери и птицы напились, брат с сестрой зачерпнули полные ладошки студеной сладкой водицы, напились, а потом умылись.
— Спасибо, родничок! — поблагодарила Машенька. — Ты нам силы вернул. Жаль, что ты бегать не умеешь, ты бы нам обязательно помог добраться до дома.
— Я не умею, а мой братец — лесной ручеек умеет, он берет мою водицу и несет ее дальше. Видите, он льется от меня струйкой. Бегите за ним, он выведет вас в поле, а за полем деревня будет, — объяснил родничок.
Обрадовались дети, побежали вдоль ручейка и вскоре до дома добрались.
Вопросы и задания:
- Один ребенок — лесной родник, остальные — разные лесные обитатели. У лесного родника в руках чашечка с водой. Он капает из этой чашечки по очереди на своих друзей. Тот, на кого попала капля, рассказывает, как ему помог лесной родник.
- Нарисуй тех, кого напоил родник.
Лесной ручей
Ручеек в лесу журчит,
Всех водой он угостит!
Побежим к нему скорей, —
Угощенья нет вкусней!
С лимонадом не сравнится
Вкусная его водица.
Нужно в лес за ней ходить —
В магазине не купить!
Вопросы и задания:
- Как ты думаешь, о чем журчит лесной ручеек?
- Откуда он берет свое начало, и куда он втекает?
- Представь, что муравьи попросили тебя сделать мостик через ручей. Из каких материалов ты бы его сделал?
- Нарисуй этот мостик.
Лесной источник
Круглый год я бью ключом,
Мне и холод нипочем.
Не боится даже льда
Родниковая вода.
Я за целый лес в ответе,
Чище нет воды на свете
И целебней, и вкусней.
Всех одариваю ей:
И деревья, и кусты,
И травинки, и цветы,
Птиц, зверей и насекомых —
Всех лесных своих знакомых.
Я и деток угощаю,
Я про них не забываю,
Умываю их, пою —
Я любых гостей люблю.
Вопросы и задания:
- Пил ли ты когда-либо воду из родника? Какая она на вкус?
- Как ты думаешь, если бы в магазинах продавалась родниковая вода, пользовалась бы она спросом?
- Представь, что однажды родник заболел, и его вода стала мутной. Расскажи, как его лечили лесные обитатели.
- Раздайте детям карточки с рисунками моря, озера, речки и ручейка. Дети рассказывают о жизни разных обитателей не называя места, где они живут. Все угадывают, о чем идет речь.
- Нарисуй, как родниковая вода бьет из-под земли.
фрагмент из книги "Сказы Матушки Земли": предыдущая страница :: 1
|