КНИГА ДЛЯ ДЕТЕЙ
"Сказы Матушки Земли"
страница 1 из 2
(для дошкольного и младшего школьного возраста)
|
Книга показывает красоту родной земли, воспитывает любовь к природе и чувство ответственности за мир вокруг.
В книге собраны 250 сказок и стихов, которые приблизят сознание детей к природе, научат заботиться о ней; лирические стихотворения, глубоко раскрывающие перед детьми чудо природы; творческие задания и игры, развивающие в детях ощущения взаимосвязи природы и человека. В книге вы найдете легенды и сказки на темы:
|
ЧИСТЫЙ ГОЛОС ВОДЫ
(фрагменты из книги)
::: Кому нужна водичка :::
Бегала девочка во дворе и нечаянно наступила на лужу. Закричала она сердито:
— Ты, вода, намочила мне туфельки. Убирайся прочь!
Большая лужа моментально испарилась.
— Мяу, девочка. Ты не видела здесь лужу? Я пить хочу, — спросил у девочки котенок.
Девочка ничего не ответила ему и ушла на другой конец двора. Там росли цветы. Их головки поникли и жалобно просили: «Пить, пить!»
Девочке тоже стало жарко, и она побежала домой. В комнате она с ужасом увидела, что в аквариуме мало воды. Ее любимые рыбки барахтались среди водорослей.
— Мама, — закричала девочка. — Мне срочно нужна вода для рыбок.
— Вот беда! В кранах нет воды. Нельзя умыться. Нельзя приготовить обед, — ответила мама.
— Мама, водичка может исчезнуть, если ее кто-нибудь обидел? — тихо спросила девочка.
— Может, но обязательно вернется, если попросить у нее прощения, — серьезно ответила мама.
Девочка закрыла глазки и прошептала: «Водичка, извини меня и скорее вернись. Всем без тебя плохо».
— Дочка, вода снова бежит из крана! — обрадовалась мама.
Девочка налила рыбкам свежей воды и посмотрела в окно. Во дворе пил из лужицы котенок.
Вопросы и задания:
- Включите музыку. Все дети — струйки воды. Если музыка звучит тихо, струйки кружатся плавно и медленно. Если музыка звучит громко, струйки кружатся быстро, сталкиваясь и откатываясь друг от друга.
- Как выглядит вода, когда она улыбается или сердится?
- Нарисуй портрет воды.
::: Слава воде :::
Слава, почет, всегда и везде
Нашей волшебной и доброй воде!
В реках, морях, океанах, прудах
Целыми днями в великих трудах
Капельки, струйки, потоки ее
Дело свершают большое свое!
Что-то ужасное с нами случится,
Если оно хоть на миг прекратится.
Вопросы и задания:
- Что случится, если вода исчезнет навсегда?
- Один из детей — Фея воды. Он брызгает на детей водой из чашечки. Те, на кого попадают капли воды, должны сказать что-то доброе о воде.
::: Хрустальная вода :::
Вода без остановки льется,
Звенит хрустальной чистотой,
Ни на секунду не прервется
И не расстанется с тобой.
Она вокруг тебя, повсюду:
В трубе, в реке, и даже в чае,
Малыш, вода подобна чуду,
Об этом чуде каждый знает.
Но обижается водица,
Когда ее не берегут
И понапрасну много льют, —
Исчезнуть навсегда боится!
Вопросы и задания:
- Почему воду надо беречь?
- Нарисуй разные места, в которых живет вода.
::: Доброе море :::
Однажды маленькая дождевая капелька упала в море и удивилась:
— Почему ты такое огромное, даже берега не видно?
— Потому что во мне могучая сила, — ответило море.
— Я не такая сильная, как ты, — сказала капелька, — но я могу напоить травку или цветок.
— А я очень сильное. Я сильнее всех. Смотри, какое я сильное, — заревело море.
Оно подняло огромные волны и стало швырять в разные стороны корабли.
— Стой! — закричала капелька. — Зачем разбивать корабли? Разве нельзя быть сильным и добрым?
Море откликнулось:
— Можно. Это я просто силу свою показываю. Вообще-то я доброе море, сильное и доброе!
Море на самом деле стало добрым, голубым и спокойным. Корабли поплыли спокойно к разным берегам, детишки плавали в теплой воде, а рыбакам море подарило много рыбы.
— Я доброе, — ласково шептало море. — Я очень сильное и доброе.
Вопросы и задания:
- Какое море по характеру?
- Чему море радуется и от чего расстраивается?
- Как ты думаешь, почему в море вода соленая?
- Включите музыку и попросите детей представить себя волнами на море. Попросите их изобразить под музыку танец волн, чаек, дельфинов.
- Представь, что море пригласило тебя на день рождения. Нарисуй в подарок морю узор из морских ракушек, камешков и водорослей.
::: Дно морское :::
Дно морское — будто сказка,
Столько в нем чудес!
Но нельзя попасть без маски
Нам в подводный лес.
Рыбок юрких, разноцветных
Страны-города,
Но без маски незаметны
Яркие цвета.
Незаметны крабов норы,
След морских коньков
И водорослей узоры
Без морских очков!
Вопросы и задания:
- Любишь ли ты нырять?
- Что тебе напоминает морское дно?
- Представь, что однажды ты нашел на морском дне волшебную жемчужинку, которая умела исполнять желания. Какие желания ты попросил бы ее исполнить?
- Как ты думаешь, из каких материалов морские обитатели строят свои домики? Нарисуй домик для краба, морского конька или морского ежа.
- Представь, что однажды, плавая под водой, ты встретил невиданного морского зверя и подружился с ним. Нарисуй портрет своего нового друга.
- Расскажи, какие цветы и растения растут в подводных лесах и садах. Нарисуй эти растения.
- Представь, что однажды морской царь пригласил тебя на морской бал. Расскажи, что ты делал на этом балу.
::: Мы на море :::
В ластах, в маске, с трубкою морской
Я решился покорить глубины,
Младший брат отправился со мной,
Вместе с ним мы будто исполины.
Мы пересечем морей просторы,
Нас давным-давно глубины ждут,
Пусть нас чудаками назовут,
Это все пустые разговоры.
Встретим мы невиданных зверей,
Может быть, подводный клад найдем
И к царю всех рек и всех морей
Мы на званый ужин попадем.
С рыбками мы поиграем в салки,
Покатает нас конек морской,
Сходим в гости к сказочной русалке,
Нам совсем не хочется домой.
Отдохнем в кроватях из ракушек,
Лучших нам постелей не найти,
Это поудобней раскладушек!
Жаль, что нам пора назад идти.
Вопросы и задания:
- Представь, что однажды ты нашел подводный клад. Какие сокровища в этом кладе, и что ты с ними сделаешь?
- Один человек — морской царь. Остальные получают карточки с рисунками обитателей моря. Морской царь восседает на троне и дает приказания жителям моря. Например: ты, рыбка, назови три самые большие морские рыбы; ты, краб, проползи под стулом. Тот, кто выполняет приказание, становится подданным морского царя и садится возле его трона.
|