В солнечный воскресный день 10 апреля в Школе «Азбука» Ассоциации русской культуры им.Ф.Достоевского (руководитель Ирина Горькова) при поддержке Мэрии Салоу прошел долгожданный семинар «Сказкотерапия как метод творческого развития детей». Дело в том, что еще с зимы мы ждали приезда детской писательницы из Москвы Александры Лопатиной, которая в соавторстве со своей подругой, художницей, поэтом и бардом Марией Скребцовой, пишет добрые и мудрые сказки, а также книги по нравственному и творческому воспитанию.
Книги проекта "Добрые Сказки"
Книги и методические разработки Александры и Марии широко известны как в России, так и далеко за ее пределами. Все педагоги, державшие их в руках, единодушны в мнении о том, что они очень помогают в проведении различных уроков, будь то русский язык, литература, природоведение, музыка, рисование и даже математика. Главная их ценность - акцент на духовное воспитание и развитие подрастающего поколения, что очень актуально в современном мире. «Мы влюблены в сказку, - говорят сами авторы, - и нам кажется, что этот уникальный вид творчества ближе всего детской душе. Сказка заставляет ребенка плакать и смеяться, переживать и надеяться - одним словом, чувствовать. А ведь тонко чувствующий человек сам способен на творчество».
За неделю до семинара, 2 апреля, сказочница Алеся (таков творческий псевдоним Александры Лопатиной) пришла к нам в Школу для знакомства с детьми и учебным процессом. Она побывала на каждом из занятий, понаблюдала за работой детей и даже успела рассказать им несколько собственных сказок и стихотворений. Помню, в ту субботу мы с малышами проходили букву «М», и Алеся прочитала нам сказку о маме «Любимое слово буквы М». Искренняя, исключительно добрая и мудрая, она сразу стала для детей настоящей волшебницей, тем более что каждому подарила авторскую книжечку-раскраску и пообещала написать сказку именно о нем. Остается добавить, что Алеся подарила нашей Школе еще и комплект учебников по русскому языку и литературному чтению, а также некоторые детские книги из своей библиотеки.
С каким же нетерпением мы ждали следующее воскресенье, чтобы снова встретиться с писательницей! Алеся подготовила интереснейший семинар в игровой форме, где родители и дети были не только слушателями, но и непосредственными участниками. И это не случайно, ведь для Алеси очень важно именно сотворчество детей, родителей и педагогов.
Сначала она пригласила поиграть. Каждый из наших учеников по очереди садился на стул в центре зала, а все присутствующие: мамы, папы, учителя и одноклассники – говорили о нем добрые слова, подчеркивая индивидуальность ребенка. Затем мы разделились на две команды и получили задание составить слово «дружба» из разрозненных букв. При этом мы должны были не только написать слово, но и продемонстрировать само понятие, поскольку по условиям конкурса все участники стояли со своей буквой на отдельном листе бумаги и не могли свободно перемещаться. Нужно было переходить со своего листка на соседний до тех пор, пока не образовалось слово. Но наш поистине дружный коллектив с этим заданием справился быстро и безупречно.
Сказкотерапия: верить в мечту
В продолжение семинара Алеся напомнила о необходимости мечтать и верить в свою мечту, ведь настоящая вера и труд непременно приводят к ее осуществлению. Алеся включила песню Марии Скребцовой «Кораблик», и воодушевленные дети и взрослые стали строить свой кораблик мечты, снова поверив в чудо и сказку. Десятки белоснежных корабликов с именем капитана на борту отправились в то воскресенье в страну Фантазия, и лица всех присутствующих засветились самым настоящим счастьем.
Пожелав каждому скорого исполнения мечты, Алеся объявила театральную часть программы. По ее мнению, дети лучше усваивают произведения, превращаясь в их героев и обыгрывая ситуации. Кроме того, для каждого ребенка участие в спектакле навсегда станет волнительным и дорогим воспоминанием, поэтому она настоятельно порекомендовала вводить элементы драматизации литературных произведений в учебном процессе. Алеся наглядно продемонстрировала эффективность этого метода, сымпровизировав с детьми «Сказку про ягодку», где девочка София благодарила по очереди землю, солнце и дождик за то, что они вырастили для нее вкусную и полезную ягодку.
Сказки об именах
В заключительной части семинара Алеся прочитала для каждого нашего ученика обещанные стихи и сказки об их именах, добавив, что дети могут составить из них собственную книгу. Для этого можно, например, вложить раскраску начальной буквы имени, а на обложке приклеить свою фотографию. Все дети, уверена Алеся, талантливы. Необходимо лишь раскрыть дарование и помочь ему развиться. Именно поэтому мы, взрослые, должны чутко присматриваться и прислушиваться к самому дорогому, что у нас есть, - нашим детям.
Сердечно поблагодарив Алесю за столь замечательный семинар, мы продолжили общение за традиционным в нашей Ассоциации русским чаепитием. Схватив понравившееся печенье и конфеты, дети стали дорисовывать свои работы или выбежали играть во двор, а родители вместе с педагогическим коллективом Школы «Азбука» рассматривали книги Александры Лопатиной и Марии Скребцовой и задавали Алесе вопросы. Очень надеемся, что теперь наши встречи станут регулярными и Алеся обязательно приедет к нам в гости в следующем году вместе со своей подругой Марией.
Валентина Миронова,
преподаватель русского языка и литературы
Ассоциации русской культуры им.Ф.Достоевского
Фото Натальи Саяпиной
Семинар в Испании, Апрель 2011. Российский проект Сказкотерапия в Испании.