Философская история о Тибете: Как обрести мир в твоей душе.
Тибетский Лама и ученик
Е.Лопатин
Данный сюжет был написан мною в соавторстве в качестве типового примера к книге «Княжеский пир» – дополнению к системе для ролевых игр «Эра Водолея», посвященному ролевым играм на тему мифологической Древней Руси. К сожалению, данное дополнение так и не было издано.
ПИСАТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО:
ДУХОВНЫЕ ИСТОРИИ О ВОСТОКЕ.
О Тибете: Лама и мир в душе. Автор: Евгений Лопатин
МИР В ТВОЕЙ ДУШЕ
Ночью по речной долине прокатился водяной вал. Старое русло реки вновь наполнилось водой, а берега камнями, вырванными деревьями и разным мусором. Среди них виднелось человеческое тело.
Когда Дордже пришел в себя, уже светало. Его будто разбили на тысячу кусочков. Лишь благодаря тренированному телу, закаленному отшельнической жизнью в горах он сумел подняться на ноги. Шатаясь, он сделал несколько шагов, поднял взгляд вверх и неожиданно увидел жилище ламы,* прилепившееся к крутому горному склону. Лучи восходящего солнца осветили его и словно отразившись от стен ласково коснулись Дордже. В сердце его вспыхнула радостная мысль: «Вот знак, которого я ждал. Наконец, я нашел величайшего учителя и смогу узнать главную тайну нашей веры».
Поднимаясь к дому, он столкнулся с учеником ламы. Увидев Дордже, полуголого, ободранного и заросшего как дикий як, юноша вскрикнул от испуга. Он едва не принял его за горного духа, но, в конце концов, согласился проводить к учителю. Лама Тогибе был очень удивлен столь неожиданным визитом.
- Кто ты, и что тебе нужно от меня?
- Я Дордже, скромный отшельник, который смиренно просит вас принять его в ученики и раскрыть хотя бы малую толику тайн, которыми вы владеете.
- Но я не владею никакими особыми тайнами, - лама Тогибе был смущен, - и есть более великие учителя, чем я.
- Я обошел всех. В монастырях и у горных отшельников я научился удивительным вещам: слышать, что делается на расстоянии, заклинать духов, обходиться без еды и одежды в вечных снегах гор. Но я так и не познал тайну счастья и покоя, главную тайну нашей веры.
Лама Тогибе ласково улыбнулся:
- Боюсь, что не смогу помочь, тебе, почтенный. Я не творю чудес. Я ем, когда голоден, и не могу обойтись без теплой одежды, когда поднимаюсь высоко в горы. А счастье и покой, каждый человек находит для себя сам.
- Вчера ночью, - объяснил Дордже, - я медитировал на дне сухой реки и, призвав величайших божеств,* молил их доставить меня к учителю, который откроет мне самое главное. Снега тают, с гор сошел поток и донес меня до вашего дома.
- И все-таки ты, ошибся, почтеннейший, вряд ли смогу тебе помочь - снова мягко сказал лама и положил руку на плечо Дордже.
- Неужели он догадался о моих замыслах? - тревожно промелькнуло в голове Дордже.
Семья Дордже была самой бедной в деревне, а после смерти отца приходилось попрошайничать, чтобы хоть как-то прокормиться. С детства на него постоянно сыпались насмешки и побои. Тогда он поклялся, что вырастет и овладеет тайными искусствами, которыми владели ламы прошлого, герои легенд и сказаний. Он станет самым могущественным и сильным колдуном, и покажет всем, на что он способен. Он пришел в монастырь, и вскоре стал лучшим учеником. Но, учась в монастыре, можно стать врачом или философом, художником или ученым, но ничего сверхъестественного в этом нет. Тогда он удалился в ледяные пещеры гор. Там у отшельников он научился многим чудесам, но какая-то великая неуловимая тайна постоянно ускользала от него. Дордже чувствовал, что лишь эта тайна даст ему настоящее могущество и покой.
Все эти мысли вихрем пронеслись в голове Дордже и вдруг от ласкового прикосновения руки ламы растаяли. На сердце стало легко и тепло и показалось, что всего один шаг отделяет его от познания великой тайны.
С новой силой Дордже стал просить и настаивать, пока лама не согласился взять его в ученики. Ему дали старую одежду, хорошо кормили, но лама, казалось, забыл о нем.
Дордже внимательно наблюдал за учителем. Лама был воплощением мягкости и спокойствия, но ничего особенного в его поведении не было.
Иногда Дордже уходил в горы и часами размышлял о великой и не постижимой тайне. В какие-то мгновения при взгляде на прозрачную воду родника, или на хрупкий цветок, пробившийся сквозь камень, ему снова казалось, что лишь один шаг отделяет его от познания великой тайны, а он никак не может шагнуть.
Пока Дордже размышлял об этом, летели дни. Однажды лама Тогибе вызвал его к себе.
- Ты хотел улучшить свое понимание учения Будды и великих учителей прошлого? Прочти эти книги.
И он велел выделить Дордже отдельную комнату.
Начались дни учения. Книги, данные ламой, были знакомы Дордже, но почему-то сейчас он воспринимал их совершенно по-новому. Будда и великие ламы прошлого казались теперь не всемогущими магами, почти что богами, которые во всем выше всех, но обычными людьми. Они переживали и радовались, грустили и стремились к счастью. Но, самое главное, они хотели облегчить этот путь для других.
Дордже часто медитировал и однажды почувствовал, как душа его выходит из тела и летит куда-то на север*. Он увидел свои родные места дом, где он жил, и своих обидчиков, которые выросли и живут обычной скучной жизнью. Мстить им сейчас казалось смешно.
«Напротив, если бы не они, я не попал бы в монастырь и к ламе Тогибе и не совершил бы это чудесное путешествие, - думал Дордже, - получается они, сами того не зная, направили меня по верному пути».
Люди с высоты казались маленькими, но каждого окружало цветное сияние. Среди них Дордже мало заметил цветов счастья и радости. По большей части людей окружали цвета страха и гнева, боли и зависти. – Как они, должно быть, страдают, - подумалось Дордже, - и никто не поможет им?!» Ему захотелось, чтобы ночной ветерок выдул из домов злобу и зависть и разгладил морщины скорби на их лицах. Тут он стремительно начал спускаться, и вновь пришел в себя в комнате. Стояла лунная ночь, на светлом небе темнели громады гор.
Дордже уже не боялся, что лама не раскроет ему никаких тайн.
- Я узнал нечто такое, за что не жалко отдать любую тайну. – В его груди словно поселилось маленькое солнце. – Самая главная тайна это вовсе не чудеса и мои способности. Самая главная тайна, - вспомнились ему слова древнего трактата, - это мир в твоей душе и сияние твоего сердца, которым ты готов поделиться с каждым.
На другой день Дордже с посохом странника и с тихой улыбкой на лице покинул ламу. По дороге он был врачом или философом, сиделкой или просто рассказчиком. В зависимости от того….
Первым, кого увидел Дордже, входя в родную деревню, был мальчишка оборванец. Размазывая по грязным щекам слезы, он шептал: «Вырасту, стану самым сильным колдуном, и наколдую, чтобы у вас языки и руки отсохли. Чтобы вы никогда больше не дразнились и не дрались».
Через час, успокоенный, умытый и накормленный мальчишка, залез Дордже на колени и шепнул ему на ухо:
«А ты поможешь мне стать самым сильным?»
Дордже ласково прижал к себе мальчишку, и также тихо прошептал ему в ответ: «Постараюсь».
...:... ...:... ...:...
Примечания:
Лама – досл. выше нет. Так называют в Тибете буддийских монахов достигших высших ступеней совершенства. Как вежливое обращение «лама» употребляется по отношению к любому буддийскому монаху или отшельнику.
Як – большой и очень косматый бык употреблявшийся в Тибете в основном в качестве вьючного животного.
Божества – утверждаясь в Тибете буддизм претерпел значительные изменения, впитав в себя местные шаманские культы. Многие из божеств этих культов были восприняты в качестве защитников и покровителей буддизма, слились с образами различных Будд и бодхисатв.
В Тибете ламы зачастую воспринимались не только как очень правильные люди, но и как великие маги и колдуны. В таком виде они были более понятны древним тибетцам перенесшим в буддизм некоторые свои языческие представления.
Описания подобных «путешествий» встречается в древних тибетских легендах и преданиях.
::: ::: :::
::: ::: ::: |