Детская литература. Сказки для малышей
Нравственно-Творческое образование и воспитание
Детские книги
Детская литература - заказ онлайн. Огромная коллекция сказок
Книги для малышей. Сказки на ночь
::: 1 страница
::: Вступление
::: История
::: Проекты
::: КНИГИ
:: Семья
::
Добродетель
:: Здоровое питание
:: Искусство
:: Игры
:: Для самых маленьких
:: Буквы и слова
:: Математика
:: Природа
:: Музыка
::: КНИГИ ОНЛАЙН
::: Как Заказать Книги
::: Работы Детей
::: Отзывы Педагогов и
:::
Родителей
::: Сотрудничество
::: Семинары
::: Программы и Идеи
::: Студия ролевой игры
::: Полезные советы
::: Рассылка
Ozon.ru 
Уникальная методика воспитания ребенка

Воспитание ребенка. Методическое пособие для родителей и педагогов


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ


ПРОГРАММА ПО МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ
«ШКОЛА СЕМЬИ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Актуальность курса «Школа семьи» обусловлена рядом причин.

•  Кризис ценностных систем в современном обществе, размывание норм морали, значимости институтов семьи, традиции, религии затрудняют процессы социализации, личностного самоопределения ребенка. Зачастую девальвируется роль семьи в формировании моральных ориентиров молодежи.

•  Перед средней школой встали проблемы не только «наукоучения», но и развития духовной, эмоциональной сфер жизни ребенка, оказании ему помощи в определении границ добра и зла, созидания и разрушения. Начинать освоение этого пути следует с младшего школьного возраста через осмысление категорий «любовь», «материнство», «отцовство», «дружба» «терпение», «самопожертвование», «сострадание».

•  Ребенку важно брать из семьи положительные образцы для подражания, опыт построения доверительных, глубоких, ответственных взаимоотношений с людьми. Зачастую дети, нуждающиеся в любви родных, безусловном принятии близкими, оказываются одинокими в семье. Отсутствие у ребенка позитивной самооценки, самоуважения, проявляющееся порой в асоциальных формах поведения, как правило, связано с внутрисемейными проблемами. Детям важно осознать значимость в их жизни родителей, близких, оценить с благодарностью заботу о себе, а также создать, придумать модель идеальной семьи.

•  Необходимо развивать в ребенке не только способности мечтать о совершенных, гармоничных взаимоотношениях с людьми, но и осознания, прощения своих и чужих недостатков в реальности. Следует помочь детям осмыслить противоречивость, неоднозначность бытия, по достоинству оценить далекий от совершенства мир действительности на фоне созданной мечты.

•  Значительную роль в современной постиндустриальной эпохе играет культ потребления, материального благополучия. Нужно поддерживать в ребенке стремление отдавать себя в общении с окружающими, умение анализировать не только свое эмоциональное состояние, но и желания тех, кто рядом. Именно в период обучения в начальной школе у ребенка формируется способность любить, отдавать, получать удовольствие от заботы о ближних. Развитие на уроках этой ступени социализации ребенка позволяют закрепить потребность любить не инфантильно-потребительски, а зрело: деятельно, активно, творчески-созидательно.

•  Роль учителя начальных классов приобретает в данном контексте особое значение. В период обучения в начальной школе ребенок наиболее открыт восприятию, эмоциональному переживанию духовных ценностей. Педагог, заинтересованный в гармоничном развитии ученика, нуждается в поддержке единомышленников, преподавателей, успешно работающих в духе созидательной гуманистической педагогики. Данная программа приглашает коллег к сотворчеству с учениками для развития лучших сторон ума и души детей и взрослых.


Цели
курса по духовно-нравственному воспитанию «Школа семьи» можно разделить на общую и специфические.


Общая цель
– помочь ребенку в гармоничном развитии, основанном на развитии его способности к любви, пониманию близких.


Специфические цели
:

•  предоставить ребенку возможность анализа отношений с близкими людьми, построения моделей осмысленных отношений с родными с позиций нравственности;

•  способствовать социокультурной адаптации учащихся начальных классов посредством формирования и закрепления коммуникативных навыков школьников;

•  стимулировать развитие у детей установок на творчески-созидательный подход к решению жизненных проблем.

Для достижения целей ставятся следующие общие задачи :

•  развить у детей навыки гуманных отношений с людьми на основе безусловной, деятельной любви к близким;

•  содействовать формированию позитивной самооценки учеников начальной школы, уверенности в своей значимости для окружающих через осмысление своей роли в семье;

•  способствовать развитию у школьников личностных качеств, которые помогут им в развитии доверительных, глубоких отношений с окружающими;

•  совершенствование взаимодействия родителей и детей.

 

Курс «Школа семьи» направлен на решение следующих специфических задач:

•  развитие у детей способности к осмыслению явлений действительности с позиций нравственно-этических норм;

  • содействовать формированию позитивной самооценки учеников начальной школы, уверенности в своей значимости для окружающих через осмысление своей роли в семье, смысла жизни, самоанализа;

•  показать детям значимость общения людей как важного пути к созиданию, самосовершенствованию;

•  обучение анализу художественных текстов не с позиций сценически-литературоведческих, а через активное личностное переживание произведения;

•  развитие самостоятельного осмысления "вечных вопросов", на которые нет однозначных ответов: о бытии, мире и роли в нем личности;

  • поощрять умения детей творчески осмысливать, решать стоящие перед ними проблемы.

•  изучение мировой и отечественной литературы, фольклора;

•  развитие грамотной, логически аргументированной устной и письменной речи.

 

Формы и способы проведения занятий :

•  совместное чтение текстов;

•  обсуждение, анализ их содержания, скрытых в них смыслов;

•  выполнение творческих заданий (импровизированные устные философствования, диалоги, дискуссии, рисунки, сочинения);

•  игры, инсценировки на заданную тему;

•  тренинги и упражнения;

•  беседы, рассказы учителя;

•  работа с родителями, бабушками, дедушками (совместные домашние задания, встречи и праздники).

Таким образом, курс предполагает взаимопроникновение разных видов деятельности, что поможет обеспечить целостный подход к анализируемым проблемам.

 

Необходимые условия для реализации данной программы

В основу курса положены материалы книги А.А.Лопатиной, М.В.Скребцовой «Беседы и сказки о семье» (М.: Амрита-Русь, 2004). Предлагаемые авторами учителю рассказы, сказки, творческие задания к ним, система вопросов, игр направлены на развитие в детях навыков анализа взаимоотношений между близкими людьми, формирование личности школьника, его социальных и духовных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, ответственности, честности, трудолюбия. Важно, что содержание текстов созвучно жизненному опыту каждого ребенка. Поэтому задачей учителя становится поддержание интереса детей к понятной им проблеме (умение дружить, честность, доброта, благородство) в доверительных беседах-философствованиях.

Весьма существенным при работе с детьми по данной книге является диалог между учителем и учеником. Обращение педагога к переживаниям, мироощущению ребенка, его искренняя заинтересованность в успехах, самосовершенствовании ученика является залогом взаимодействия во время урока. Необходимо, чтобы дети учились слушать и принимать высказываемые ровесниками точки зрения, не совпадающие с их представлениями о жизни. Совместное, учителя и ученика, постижение бесконечного разнообразия мира, многозначности и неисчерпаемости смыслов литературного текста не укладывается в границы ортодоксальной авторитарной педагогики. Кроме того, понимание, анализ текста не является самоцелью урока. С помощью поучительных историй следует стимулировать мышление, фантазии детей, подталкивать их к осознанию собственных чувств, переживаний окружающих, формировать позитивное мироощущение с опорой на вечные духовные ценности.

Гуманистический педагогический процесс, демократический стиль общения во время уроков по предлагаемой программе неизбежен. Руководя работой детей на занятии, направляя работу мысли класса, преподаватель одновременно следует за высказываниями детей. Желательно, чтобы «проживание-переживание», осмысление материала было эмоционально насыщенным для школьников, наполнено позитивными яркими запоминающимися эпизодами. Выставки творческих работ школьников на заданную тему, инсценировка сказок, рассказов, групповые дискуссии, «мозговые штурмы», занятия с участием родителей помогут детям накопить опыт успешной самореализации, личностного роста, общения, вдохновения.

Привлекая к обсуждению проблем урока неблагополучных, неуспешных, «трудных» учеников, поддерживая, ободряя их, учитель поможет им раскрыть нереализованный во время учебного процесса личностный потенциал. Зачастую психолого-педагогически запущенный ребенок одинок в семье, ему сложно осознать, выразить, регулировать свои эмоции, у него низкая самооценка, не развиты навыки межличностной коммуникации. Вне зависимости от отметок за знания каждому ребенку важно почувствовать себя достойным внимания, понимания, уважения, признания, поддержки. Мнения каждого ученика должны быть внимательно выслушаны, по мере возможности проанализированы, корректно прокомментированы педагогом.

Книга А.А.Лопатиной, М.В.Скребцовой «Беседы и сказки о семье» содержит примерные рекомендации по организации хода урока. Методы работы над текстами могут самостоятельно разрабатываться учителем. Беседа, анализ текста, рисунки по предложенному материалу могут быть дополнены сюжетно-ролевой игрой, групповой дискуссией, драматизацией. Система вопросов к текстам для обсуждения с учениками прочитанного, творческого осмысления детьми материала может самостоятельно корректироваться учителем. Например, по усмотрению учителя допустимо начало разговора с детьми по теме урока о содержании прочитанного, смыслах предложенного для размышления произведения либо с вопросов, ориентированных на жизненный опыт ребенка. Вопросы и задания к текстам следует выбирать с учетом возрастных особенностей школьников. Авторы пособия предполагают вариативность творческих заданий к текстам, импровизацию педагога во время проведения игр. По усмотрению учителя может быть изменена форма домашнего задания (вместо письменной работы, рисунка – сочинение своей сказки, лепка, аппликация, конструирование из бумаги, картона, изготовление кукол для театрального представления и т.д.).

 

Тематика разделов программы

Программа курса состоит из трех разделов.

1. Любимые родители.
2. Братья и сестры.
3. Мудрость бабушек и дедушек.
4. Счастливая семья.


Раздел 1. Любимые родители.

Данным разделом начинается анализ взаимоотношений ребенка и членов семьи. В период обучения в начальной школе дети продолжают путь социализации, связанный с постепенным обособлением от родителей. Младший школьник все активней общается со сверстниками, эти отношения начинают оказывать на его развитие и социальную адаптацию все большее влияние. Критерием социального успеха младшего школьника становятся оценки его окружающими, не-родителями. На этом фоне постепенно развеивается идеальный прежде облик родителей, дети разочаровываются во всемогуществе мам и пап. Беседы с детьми и творческие задания, посвященные материнству и отцовству, позволят детям сделать шаги к более уверенному самоопределению: безусловная любовь родителей является условием защищенности ребенка. Предлагаемые для обсуждения темы (милосердие, терпение, самопожертвование, мудрость) позволят детям оценить помощь, поддержку близких как основу жизненных успехов. Предполагается обсуждение с ребятами проблем благодарности, умения любить, принимая родного человека с достоинствами и недостатками. Лейтмотивом раздела становится высказывание Э.Фромма о зрелой любви: «Ты мне нужен, потому что я тебя люблю » в противовес установке любви незрелой «Я люблю тебя, потому что ты мне нужен».


Раздел 2. Братья и сестры.

Проблема соперничества между детьми, ревности к родителям неизбежна в большинстве семей. Освоение внешнего мира ребенком неразрывно связано с постижением личности тех людей, которые рядом. Подлинное счастье полноценного человека заключается в способности слышать и слушать ближнего, быть диалогичным, открытым, терпимым к инаковости другого. Поэтому следующим шагом мудрствования о семье стали вопросы о взаимопонимании, доверии, дружбе, заботе о братьях и сестрах. Задача данного раздела – помочь младшим школьникам осмыслить значение братьев, сестер в их жизни, найти приемлемые способы взаимодействия с ними, поддержки их.


Раздел 3. Мудрость бабушек и дедушек.

Современные социокультурные процессы (духовный вакуум, разрушение связи между поколениями, отчужденность младших от старших, динамичность технологий) не позволяют ребенку в полной мере оценить жизненный опыт бабушек и дедушек. Важно помочь ученикам с благодарностью оценить роль пожилых членов семьи в их становлении, научиться без смущения и чувства неловкости помогать бабушкам и дедушкам.

 

Раздел 4. Счастливая семья.

Логичным завершением курса являются размышления учеников об идеальных взаимоотношениях с близкими, о создании своей семьи. Предполагаются рефлексии детей на темы самореализации в семье, необходимых для построения глубоких взаимоотношений в семье черт характера. Предполагается совместный вывод учителя и учеников о значимости положительных качеств личности для полной, глубокой реализованности человека в жизни, его счастья в семье. Ребенок, таким образом, осмыслив жизненный цикл детство-зрелость-старость, размышляет над философскими вопросами о конечности бытия и его смысле – любви, поддержке окружающих, созидании добра.

Данное планирование психолого-педагогически обосновано возрастными особенностями младших школьников, ведущими мотивами их деятельностями, предполагает последовательное рассмотрение проблем от частных к общим. Заключительной частью каждого раздела курса должен быть конкурс творческих работ учащихся: рисунков, сочинений, поделок, театральных постановок.

:::

 

 

 

Чтобы СОЛНЫШКО ДОБРОТЫ всегда светило нашим детям,
предлагаем вам уникальное собрание
добрых сказок:

Книга о семье: о папе, маме, бабушке, дедушке О папе, маме и семье
Книга об искусстве: о красках и картинах О красках и картинах
Книга о музыке и музыкантах О музыке и музыкантах
Книга о цифрах и математике О цифрах и математике
Книга о буквах и родном языке О буквах и родном языке
Книга о профессиях и мастерах О профессиях и мастерах
Книги А.Лопатиной и М.Скребцовой: О дружбе, мудрости и любви. Начала  мудрости. Ступени мудрости. Вершины мудрости О дружбе, мудрости и любви
Сказки для самых маленьких Сказки для самых маленьких
600 творческих развивающих игр 600 творческих развивающих игр
Рассказы о природе и красоте Земли О природе и красоте Земли
Истории и сказки о деревьях и растениях О деревьях и растениях
Сказки о комнатных цветах
О комнатных цветах
О фруктах и ягодах:  сказки и рецепты
О фруктах и ягодах
Об овощах и грибах: о ценности овощей и грибов. Рецепты
Об овощах и грибах
О злаках, целебных травах и о чае О злаках и целебных травах
О меде, орехах и шоколаде О меде, орехах и шоколаде
Рецепты витаминного стола
Рецепты витаминного стола