Фрагменты и Уроки педагогической из книги
по Воспитанию Дошкольников
2 ТЕМЫ ИЗ СЕРИИ «БЕСЕДЫ О ВОСПИТАНИИ»
Нравственное воспитание дошкольников
Конспекты занятий, сказки, стихи, игры и задания
Авторы: А. Лопатина, М. Скребцова
Содержание Книги
"ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ"
- Аккуратность
- Благодарность
- Верность
- Гордость
- Гостеприимство
- Доброта
- Дружба
- Заботливость
- Единство
- Красота
- Любовь
- Любовь к животным
- Любовь мамы
- Любовь к родине
- Любознательность
- Мечта
- Нежность
- Честность
- Трудолюбие
- Совесть
- Уважение
- Ум
- Фантазия
- Чистота
- Щедрость
ТЕМА "ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ"
Тематические установки:
Любознательность помогает узнать много интересного.
Любознательность помогает учиться.
Любознательный человек интересен другим людям.
Читаем стихотворение
ЛЮБОЗНАЙКА
Почему зимою стужа?
Почему весною лужи?
Почему гудят машины?
Как работают плотины?
Где в мороз ночуют звери?
Есть ли в птичьих гнездах двери?
Сколько нужно есть и пить,
Чтоб здоровым, крепким быть?
Как воспитывать собаку?
Как не вмешиваться в драку?
Как учиться на отлично?
Как вести себя прилично?
Как понять, откуда дети
Появляются на свете?
Как им быстро подрасти?
Как работу им найти?
Пусть ответит на вопросы
Своему ребенку взрослый.
Время пусть не пожалеет —
Я уверен, он сумеет.
Вопросы к стихотворению из книги по воспитанию дошкольников
- Быть любознательным хорошо или плохо?
- Чем любознательность отличается от любопытства?
- Рассказывают ли тебе родители о том, что тебя интересует?
- Кто чаще всего отвечает на твои вопросы?
- Ответь на все вопросы из этого стихотворения.
Игра «Любознательные друзья»
Дети встают в круг. Один из детей задает своему соседу по кругу какой-либо вопрос. Например: почему у тебя голубые глаза? Тот, кому задали вопрос, должен ответить на него, а затем задать вопрос следующему по кругу человеку. Например: голубые глаза я унаследовал от своего папы. Из чего сделана твоя заколка? Она сделана из слоновой кости. и т.д.
После того как все дети ответят на вопросы друг друга, каждый рассказывает что-либо интересное, что он узнал о своих друзьях.
Динамическая минутка " Кто быстрее"
Дети встают в два ряда в затылок друг другу. Затем педагог читает стихотворение. По тропинкам, по дорожкам
Побежали наши ножки.
Раз-два три четыре пять,
Кто сумеет нас догнать!
После слов «Раз-два три четыре пять», первый ряд детей бежит к заранее условленному «дому»: стульчикам или коврику. После слов «Кто сумеет нас догнать!», второй ряд детей пытается догнать и осалить первую группу детей. Того, кто добежал до «дома», салить нельзя.
Творческое задание: «Узнай новое и интересное»
Прочитайте детям пословицу: «Кто не стыдится спрашивать, узнает многое; кто стыдится спрашивать, забудет про то, что знал».
Попросите детей подумать, о чем они хотели бы узнать больше всего на свете. После этого обсудите с ними, каким образом это можно сделать. Например, в одном случае необходимо поговорить с каким-либо человеком, в другом – посмотреть фильм или попросить родителей найти ответ в книжке. После этого предложите детям найти ответы на свои вопросы.
Рисунок: «Смешная клякса»
Попросите детей поставить на лист бумаги разноцветной гуашью или акварелью кляксу, а потом согнуть его пополам, чтобы клякса расплылась. Затем дети меняются своими рисунками клякс.
Задача каждого расспросить своего напарника о кляксе как можно подробнее.
Например: На что похожа твоя клякса? Во что она хочет превратиться? Как ее зовут? Почему у нее такой цвет?
Из книги по Воспитанию Дошкольников
Тема
"СОВЕСТЬ"
Тематические установки:
- Совесть помогает человеку быть неравнодушным к чужим проблемам.
- Работать по совести – значит стараться все сделать, как можно лучше.
- Совесть не позволяет человеку поступать неправильно даже тогда, когда его никто не видит.
- Совесть помогает нам поступать справедливо в любых ситуациях.
Читаем сказку
"ГОЛОС СЕРДЦА"
Семья ласточек свила круглое гнездышко под самой крышей Митиного дома. Мите нравились ласточки, и он часто мечтал: «Вот бы у меня в доме жила такая птичка».
Однажды у печки засорилась труба. Папа приставил к крыше лестницу, залез на крышу и почистил трубу. Увидел Митя, что папа лестницу забыл убрать, и обрадовался, что теперь может поймать птичку. Взял он папин рыболовный сачок и прикрыл им гнездо. Вылетела ласточка и тут же затрепыхалась в сачке.
Прибежал Митя с ласточкой домой. «Обрежу ей крылышки, чтобы она от меня не улетела», – решил Митя, но не нашел ножниц.
Сунул мальчик птичку за пазуху, сел у окна и задумался. – Тук-тук-тук! – стучало сердце мальчика.
– Кто это стучит? – спросила ласточка.
– Я стучу, Митино сердце, – ответило сердце.
– Знаешь, – пожаловалась ласточка, – Митя хочет мне крылышки обрезать, а у меня в гнезде птенчики остались. Попроси своего хозяина отпустить меня.
Не могу я тебе помочь, – ответило сердце. – У меня очень тихий голос, и мой хозяин меня не слышит.
Что же делать, неужели мои птенчики погибнут?! – заплакала ласточка.
Ее горькие слезинки проникли прямо в Митино сердце, и от этого голос сердца сразу стал громче.
Тук-тук-тук, – застучало сердце мальчика изо всех сил. – Митя, разве ты не слышишь, как пищат маленькие голодные птенцы без мамы ласточки?
Поднял мальчик глаза к окну, прислушался и услышал писк.
Это, наверное, твои дети плачут. Извини, я забыл, что тебе надо кормить птенцов! – воскликнул мальчик и выпустил птичку в окно.
Трепеща крылышками, ласточка взмыла в небо и вскоре вернулась к гнезду с добычей. Митя вышел во двор. Возле лестницы сидел и хищно поглядывал на птичек соседский кот.
Пошел отсюда, бессовестный! Не смей трогать наших птичек, – закричал на кота Митя.
Он решил охранять семью ласточек, пока папа не придет с работы и не уберет лестницу.
Вопросы к сказке "ГОЛОС СЕРДЦА"
- Как ты думаешь, почему Митя сначала хотел поймать ласточку, а потом стал охранять ее гнездо?
- Можно ли по глазам, голосу, жестам человека узнать, какое у него сердце?
- Почему люди иногда говорят: «Этот человек бессердечный?»
- У кого из твоих близких самое справедливое сердце?
- Как ты думаешь, «о чем стучит твое сердце»?
- Какую роль в жизни человека играет сердце?
Игра «ПОСЛУШАЕМ СЕРДЦЕ»
Педагог говорит: «Мое сердце умеет разговаривать с другими сердцами. Сейчас оно переговаривается с чьим-то маленьким сердечком: Тук-тук! Тук-тук! Тише, дети! Я послушаю». Затем педагог подходит к детям по очереди, слушает их сердца и говорит о каждом что-то хорошее, что он узнал от его родителей.
Потом педагог просит детей сесть тихо-тихо и послушать, что их сердечки хотят сказать:
Мама и папе, нашим братьям, нашим сестрам, семье,
твоим друзьям и соседям,
всем людям,
всему миру.
Попросите детей услышать как можно больше хорошего, чтобы от их сердец протянулось много-много лучей, как от солнышка.
Динамическая минутка "УМНЫЙ КОТ"
Все дети – умные воробышки. Один из них – хитрый кот. Он встает в центр и закрывает глаза. Пока кот спит, воробышки прыгают вокруг него. Когда кот открывает глаза, воробушки убегают. Воробышек считается пойманным, если кот до него дотронулся. Воробушки должны уговорить кота вернуть товарища. Для этого они предлагают коту разные вещи и задают ему разные вопросы. Если кот скажет хотя бы слово, он отпускает пойманного воробушка .
Читаем стихотворение
ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ
Мама, что такое совесть?
Совесть, дочка, это повесть
Про хорошие дела –
Жизнь их нам с тобой дала.
Кто по совести живет,
Никого не подведет.
Совесть – клад души твоей.
Яркий лучик света в ней.
Это путеводный свет.
Он спасет тебя от бед.
Он в тебе всегда горит.
Он твой самый прочный щит.
Вопросы к стихотворению "Что такое совесть"
- Как ты думаешь, где в человеке живет совесть?
- Расскажи о своих хороших делах.
- Что значит, поступать по совести?
- Закрой глаза и попроси свою совесть рассказать, какими твоими поступками она довольна, а какими – нет?
Рисунок «Солнышко наших сердец»
Педагог раздает детям листочки с контурами сердечка. Дети раскрашивают свои сердца разными красками. Затем они рассказывают о том, что услышали их сердца и рисуют у своих сердец разноцветные лучи.
|