Детская литература. Сказки для малышей
Нравственно-Творческое образование и воспитание
Детские книги
Детская литература Проект Добрые Сказки - отзывы читателей Книги детям о фруктах Творческие развивающие игры Книги и рассказы детям о природе и экологии Детский сайт Добрые Сказки - новости

Книги - раскраски скачать

Детский журналДетская
радиопередача

Детский журнал

Каталог книг для детей КАТАЛОГ книг для детей
Детские книги - 1 страница Книги для детей: HOME
Волшебство сказки Волшебство сказки

Книги для самых маленьких Для самых маленьких

Стихи для детей Стихи для детей
Книги для детей на анлиийском языке Книги для детей
на английском (English)
Книги для детей онлайн Книги для детей онлайн
Как приобрести книги для детей Как Приобрести Книги
работы детей Работы Детей
Отзывы о книгах для детей Книги для детей: Отзывы
Авторские странички учителей и родителей о книгах Добрые Сказки

Авторские странички
Педагогов и Родителей

Сотрудничество с авторами проекта Добрые Сказки Сотрудничество
Программы и идеи - Мудрые Дети, Добрые Сказки Обучающие программы
Отзыв о детском портрете, сделанном на основе фото Детский портрет по фото
Детская студия Ролевые Игры Студия Ролевые Игры
Рассылка для родителей Рассылка о ДЕТЯХ
Семинары по воспитанию и образованию Семинары: Образование
Проект Добрые Сказки, Мудрые дети Проект "Добрые сказки"
О нашем проекте Образовательная методика Добрые Сказки История Добрых Сказок
Проект Мудрые дети Мудрые дети: вступление
Moral education, fairy tales Moral Education: English
 
Образование. Проект Добрый Ребенок
© 2005-2014
Проект Добрый Ребенок
Обновление: 7-jul-15
Детский портрет по фото
Уникальная методика воспитания ребенка
e-mail: moral_education@mail.ru

Рассказы и сказки о природе

Детские ресурсы о природе
(все наши книги можно купить онлайн)

1>> 2>> 3>> 4>> 5>> 6>> 7>> 8>

 

Поэзия дождя

К.Паустовский

Должно быть у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России — лето, обильное грозами и радугами.

В это лето я узнал наново — на ощупь, на вкус, на запах — много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скучный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с «дождевых».

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами — полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело — знать умозрительно, а другое дело — испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

Но вернемся к дождям. С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями — все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково — дождиком. «Дождик собрался», «дождик припустил», «дождик траву обмывает».

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно ими пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного? Слово «спорый» означает — быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом. Хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы — липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба — плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков — от мерного звука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Вот это — только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде.

>>


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • Какие дожди, описанные в этом отрывке, вам больше всего нравятся и почему?
  • Какой из описанных дождей ближе вам? Какой из них может успокоить вас или, наоборот, расстроить? Какой вызывает у вас мечтательное настроение?
  • Опишите какой-нибудь запомнившийся вам дождь. Нарисуйте его.
  • Что вам дарит ваш любимый дождь?
  • Напишите сказку о своей дружбе с дождем.

Небесная вода

  • Любите ли вы дождь? За что вы его больше всего любите?
  • Как вы думаете, что стало бы с землей, если бы дождя не было?
  • Представьте, что вы говорите с дождем. О чем бы вы спросили его, что рассказали бы о себе? Запишите этот разговор.
  • Какой характер у дождя в разные времена года?
  • Что вы чувствуете, когда гуляете в лесу после дождя?
  • Понаблюдайте за природой после дождя. Запишите и зарисуйте свои наблюдения.
  • Когда бывает радуга? Что вы испытываете, когда смотрите на радугу?
  • Представьте, что вы идете по радуге. Опишите свои чувства. Нарисуйте радугу из тех цветов, которые вам больше всего нравятся.
  • Какое у вас настроение в дождливый день?
  • Попадали ли вы когда-нибудь под проливной дождь? Расскажите об этом случае.
  • Как вы думаете, почему многие люди боятся грозы?
  • Какие чувства вы испытываете во время грозы? Нарисуйте грозу.
  • Представьте себя, гуляющим под дождем. Опишите и нарисуйте свои ощущения.
  • О чем дождь разговаривает с людьми, животными, деревьями, цветами?
  • Как вы думаете, есть ли у дождя родители? Где живет дождь? Напишите сказку о семье дождя.
  • Напишите продолжение сказки:
    «Одна дождевая капля решила навсегда поселиться на земле. Для этого она стала искать подходящее место. И это было нелегко — ведь хотела она найти совершенно пустое место. А везде росли цветы, или деревья, или трава, которые всегда рады насладиться дождевой влагой. И вот однажды, когда обессиленная капля присела отдохнуть возле одного старого пня, она услышала жалобные рыдания. Она оглянулась и увидела маленький цветок, задыхавшийся от жажды».


Живительный дождик

М.Пришвин

Солнышко на восходе показалось и мягко закрылось, пошел дождь, такой теплый и живительный для растения, как нам любовь.

Да, этот теплый дождь, падающий на смолистые почки оживающих растений, так нежно касается коры, прямо тут же под каплями изменяющей цвет, что чувствуешь: эта теплая небесная вода для растений то же самое, что для нас любовь. И та же самая любовь, как и у нас, та же самая их вода — любовь — внизу обмывала, ласкала корни высокого дерева, и вот оно сейчас от этой любви — воды — рухнуло и стало мостом с одного берега на другой, а небесный дождь — любовь — продолжает падать и на поваленное дерево с обнаженными корнями, и от этой самой любви, от которой оно повалилось, теперь раскрываются почки и пахнут смолистыми ароматами, и будет оно цвести этой весной, как и все, цвести и давать жизнь другим.

>>


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • Почему писатель сравнил дождь с любовью? Перечислите черты сходства между дождем и любовью.
  • С какими человеческими чувствами вы сравнили бы дождь и почему?

Сытые пузыри

М.Пришвин

Весь день дождь, и парит. Синица звенит не как раньше — брачным голосом в теплом луче. Теперь под дождем она звенит непрерывно и даже как будто от этого похудела: такая тоненькая на ветке. Ворона не хочет даже подняться на дерево, токует прямо на дороге, кланяется, давится, хрипит, задыхается от желания.

Весна воды началась стремительно. Снег на полях и в лесу стал зернистым, можно ходить, продвигая ноги, как лыжи. Вокруг елей в лесу стоят маленькие спокойные озера. На открытых полянах торопливый дождь не дает на лужах вставать пузырям. Но в озерках под елками капли с сучьев падают тяжелые, и каждая, падая в воду, дает сытый, довольный пузырь. Я люблю эти пузыри, они мне напоминают маленьких детей, похожих одновременно и на отца и на мать.

>>


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • Наблюдали ли вы когда-нибудь за пузырями, которые появляются на лужах во время дождя. Что они напоминают вам? Напишите сказку о том, как у одной лужи родились дети-пузыри.
  • Ходили ли вы когда-нибудь босиком по лужам. Опишите и нарисуйте свои ощущения.
  • Понаблюдайте за какой-нибудь лужей. Запишите и зарисуйте свои наблюдения.
  • Пускали ли вы когда-нибудь кораблики по весенним лужам и водяным потокам?

Пoэзия дождя


ЛЕТНИЙ ДОЖДЬ

А.Майков

«Золото, золото падает с неба!» —
Дети кричат и бегут за дождем... —
Полноте, дети, его мы сберем,
Только сберем золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!

>>


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • Какого цвета бывает летний дождь? Почему дети кричали, что с неба падает золото? Что придает летнему дождю золотистый оттенок?
  • Бежали ли вы когда-нибудь за дождем?
  • Напишите сказку о том, как однажды вы дождик догоняли, и он увел вас в волшебную страну разноцветных дождей.
  • Напишите сказку о дружбе дождевых капелек с золотистыми колосьями. Как они друг другу помогают? Кого еще дождевые капельки золотистыми делают?

* * *

И.Бунин

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами —
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.

Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.

И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.

>>


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • Нарисуйте природу после дождя.

  • Какие слова и выражения, использованные поэтом в этом стихотворении, глубже всего позволили вам ощутить природу после дождя?
  • Улыбались ли вы когда-нибудь сквозь слезы? Когда человек улыбается сквозь слезы?
  • Нарисуйте улыбающиеся сквозь слезы деревья.

 

 

Чудо радуги

П.Вяземский

Есть тайна в знаменье небес,
И верю, радуги — завет
Сестре-земле, родного неба
Благовестительный привет.

>>


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • Что вы испытываете, когда смотрите на радугу? Хотелось ли вам когда-нибудь дотронуться до нее рукой?
  • Представьте, что вы дотрагиваетесь до радуги. Опишите и нарисуйте свои ощущения.
  • Представьте, что вы разговариваете с радугой. О чем бы вы спросили ее, что рассказали бы о себе? Запишите свой разговор.
  • Как вы думаете, почему радуга так быстро исчезает?
  • Хотелось бы вам, чтобы радуга была на небе всегда?
  • Какою стала бы жизнь людей и природы, если бы радуга, подобно солнцу и луне, появлялась на более длительное время?
  • Как вы думаете, чем пахнет радуга? Опишите ее запах.
  • Как вы думаете, улыбается ли небо после дождя?
  • Можно ли назвать радугу улыбкой неба?

Радуга в творчестве поэтов

 

Ф.Тютчев

Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла —
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его — лови скорей!

Смотри — оно уж побледнело,
Еще минута, две — и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.

>>


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • Нарисуйте радугу, описанную этом в стихотворении.
  • Что радуга символизирует в жизни людей?
  • Было ли в вашей жизни событие, которое вы могли бы сравнить с радугой?
  • Напишите сказку о фее радости, которая жила на разноцветной радуге.

 

Радуга

И.Бунин

Свод радуги — Tворца благоволенье,
Он сочетает воздух, влагу, свет -
Все, без чего для мира жизни нет.
Он в черной туче дивное виденье

Являет нам. Лишь избранный Tворцом,
Исполненный господней благодати, -
Как радуга, что блещет лишь в закате, -
Зажжется пред концом.

>>


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • С каким моментом в жизни человека поэт сравнивает радугу?
  • Почему радуга названа «благоволением Творца»?
  • Какую жизнь должен прожить человек, чтобы стать перед смертью подобным радуге?

 

* * *

П.Вяземский

В сиянье радуга взошла,
Ее цветные пояса
Вонзились в голубое море
И огибают небеса.

И что за весть несет она?
Каким таинственным ключом
Раскрыть смысл радужной депеши,
Облитой солнечным лучом?

Есть тайна в знаменье небес,
И верю, радуги — завет
Сестре-земле, родного неба
Благовестительный привет

>>


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

  • Какую весть несет радуга людям с небес? Запишите эту весть.
  • Что вы представляете, когда слышите слово «завет»? Расскажите о разных значениях этого слова.
  • Как вы думаете, почему поэт сравнивает радугу с заветом? (Радуга соединяет небо с землей; она передает земле то, о чем говорит с ней небо, открывает земле небесный завет — «благовестительный привет» небес.)
  • Нарисуйте цветные пояса радуги над землей.
  • Напишите сказку о том, как однажды обитатели моря по радуге на небо поднялись.

 


NEW! NEW!
BOOK ON HEALTHY FOOD:

The Storyteller's Guide to Healthy Food (volume 1)

читать (read contents)

purchase now (заказать)

The World of Fruits

 

Чтобы СОЛНЫШКО ДОБРОТЫ всегда светило нашим детям,
предлагаем вам уникальное собрание
добрых сказок:

Книга о семье: о папе, маме, бабушке, дедушке О папе, маме и семье
Книга об искусстве: о красках и картинах О красках и картинах
Книга о музыке и музыкантах О музыке и музыкантах
Книга о цифрах и математике О цифрах и математике
Книга о буквах и родном языке О буквах и родном языке
Книга о профессиях и мастерах О профессиях и мастерах
Книги А.Лопатиной и М.Скребцовой: О дружбе, мудрости и любви. Начала  мудрости. Ступени мудрости. Вершины мудрости О дружбе, мудрости и любви
Сказки для самых маленьких Сказки для самых маленьких
600 творческих развивающих игр 600 творческих развивающих игр
Рассказы о природе и красоте Земли О природе и красоте Земли
Истории и сказки о деревьях и растениях О деревьях и растениях
Сказки о комнатных цветах
О комнатных цветах
О фруктах и ягодах:  сказки и рецепты
О фруктах и ягодах
Об овощах и грибах: о ценности овощей и грибов. Рецепты
Об овощах и грибах
О злаках, целебных травах и о чае О злаках и целебных травах
О меде, орехах и шоколаде О меде, орехах и шоколаде
Рецепты витаминного стола
Рецепты витаминного стола